Искупление, осуществленное Христом

Послание к Евреям(часть 2)



Итогом нашего рассуждения является то, что "мы имеем такого Первосвященника, Который возсел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек" (Евреям 8:1, 2). Поэтому христианам-евреям не следовало переживать о том, что в христианской вере не хватает первосвященника. Есть Один, служение Которого превыше образа и "тени небесного", того что было при законе (5 ст.). "Этот Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утверждён на лучших обетованиях" (6 ст.). Этот лучший завет нужен был по причине немощи старого завета. Бог сказал израильтянам через пророка Иеремию, что бывший завет был немощен и нужен был другой завет (Иеремии 31:31-34). Этот новый завет вывел первый из употребления и определил его на исчезновение (Евреям 8:13).
Автор объясняет это дальше, обсуждая правила святилища и служения при первом завете. Он указывает на то, что приношения даров и жертв первосвященником раз в год в скинии не могло "сделать в совести совершенным приходящего". Дары и жертвы "с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления" (Евреям 9:9, 10). Люди должны были придерживаться этих правил только до времени пришествия Христа. А Он должен был всё изменить, что Он и сделал. "Христос, Первосвященник будущих благ, пришедши с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то-есть, не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровию, однажды вошёл во святилище, и приобрёл вечное искупление" (11 и 12 ст.). Если ветхий завет удалял вину, "тем более кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!" (14 ст.).
Как мог новый завет заменить ветхий завет? Это было возможно, так как Христос является ходатаем "нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное" (Евреям 9:15).
Первый завет был ратифицирован кровью. Кровь символизировала то, что произошла смерть, приводя, таким образом, в действие завет. Важность этой крови настолько велика, что Писание говорит: "Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения" (Евреям 9:22). Новый завет был также введён путем пролития крови. Но этот Завет был также введен посредством лучшей жертвы, которую не надо было повторять каждый год. "Ибо Христос вошёл не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как людям положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" (Евреям 9:24-28).
В следующей главе автор продолжает подчеркивать взаимоотношения старого и нового заветов. Сначала он указывает на простой факт закона и его жертв: "Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними" (Евреям 10:1). Этими "жертвами ежегодно напоминается о грехах" (3 ст.). Эти жертвы не могли убрать грех или удалить сознательность греха. "Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (4 ст.). Жертвы не были Божьим самым большим желанием - они не удовлетворяли Его. Он хотел Того, Кто сказал: "Вот иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже" (7 ст.). "Отменяет первое, чтобы постановить второе" (9 ст.). Это свершилось тогда, когда Иисус пришёл и стал жертвой. "По этой-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа" (10 ст.). Его вседейственная жертва сделала возможным освящение, "ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (14 ст.).
Как раньше уже было упомянуто, о необходимости перемены завета было сказано в первом завете. "Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их" (Евреям 10:16). И следствием этого будет то, говорит Господь, что "грехов их и беззаконий их не воспомяну более" (17 ст.; Иеремии 31: 33, 34).
Во свете всего этого, "имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то-есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший" (Евреям 10:19-23).
Отношение старозаветных приношений и жертв к новому завету было объяснено христианам-иудеям. Они теперь могли иметь уверенность в новом и лучшем пути, дарованном Христом. И еврей-христианин не захочет пренебрегнуть этим лучшим путем. Это во всех отношениях было лучше старого завета.
Для того, чтобы ободрить читателей не пренебрегать этим новым путём, автор напоминает этим ранним христианам-иудеям о страданиях, которые они перенесли. Он говорит: "Вспомните прежние дни ваши, когда вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее" (Евреям 10:32-34). Они знали, что их переживания не были напрасны, ведь, претерпев всё, они получат награду. Им было сказано: "Не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души" (35-39 ст.).