Искупление, осуществленное Христом

Послание к галатам — законом или верой?



Послание к галатам было самим первым посланием Павла, которое объясняло взаимоотношение Моисеева закона к вере. Церкви в Галатии состояли в основном из язычников. В этих церквях проблема отношения к закону христиан-язычников возникла тогда, когда некоторые иудействующие христиане пришли и учили христиан-язычников, что для того, чтобы спастись, нужно соблюдать закон. Павел смотрел на это, как на «другое евангелие», извращённое, чуждое тому, что он проповедовал им (Галатам 1:6).
Павел подчёркивает, что Евангелие, которое он проповедовал, не было «человеческое», но оно было дано «чрез откровение Иисуса Христа» (Галатам 1:11, 12). Он рассказал им о его положении по отношению к остальным апостолам и как приверженцы обрезания в прошлом породили проблемы. Проблема, с которой столкнулись христиане в Галатии, не была чем-то новым, — с подобным сталкивались и другие.
Для того, чтобы вновь объяснить им Евангелие, Павел писал: «Узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Галатам 2:16).
Вопрос, который встал в умах галатийских христиан, вложенный и них теми, которые призывали обрезываться, был, наверное, следующим: «Если спасение теперь даётся по вере, как же оправдывались те, которые жили до Христа? Был ли Авраам оправдан делами? Изменились ли требования сейчас?» Отвечая на эти вопросы, Павел цитирует место Писания из книги Бытие: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Галатам 1:6; ср. Бытие 15:6; Римлянам 4:3). Не было никакого упоминания о делах закона, и это основание оправдания всегда было в действии. Го есть, что «верующие суть сыны Авраама» (7 ст.). Павел объяснил >то, указывая на то, что «Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы» (8 ст.). Те, которые не принимают этого основания, но надеются на дела,  не получат этого благословения.  «Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (10 ст.). Закон, о котором упоминает здесь Павел, является Моисеевым законом, десятью заповедями, тщательно разработанным служением и жертвоприношениями, гражданскими и официальными правилами, и т. д. и т. п., которые находятся в первых пяти книгах Старого Завета. Этот закон никогда не предназначался для оправдания человека. Ветхий Завет утверждает: «Праведный своею верою жив будет» (Аввакума 2:4). «А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, — дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Галатам 3:12-14).
Проблемы той группы людей, которые были за обрезание, возникли в результате того, что они не смогли увидеть, что обещания, данные Аврааму и его семени, не были основаны на повиновении закону. Обещания были даны его «семени», а не «семенам» (Галатам 3:16). Обещание относилось не ко многим, а к одному, и этим Одним был Христос. Закон не аннулировал и не изменил это обещание: «Завета о Христе, прежде Богом утверждённого, закон, явившийся спустя четыреста лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу» (17 ст.). Закон не аннулировал заве] Божий с Авраамом. Поэтому, если мы претендуем на благословения, обещанные Аврааму и его потомкам, мы делаем это не на основании закона, а на основании веры.
Павел, после опровержения идеи о том, что закон связан с обещанием, затем отвечает на последующий логический вопрос: «Для чего же закон?» (Галатам 3:19). Он отвечает на него следующим утверждением: «Он дан... по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (19-24). Это было только временное явление, «по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (25 и 26 ст.). Поскольку люди уже не под руководством детоводителя, во Христе теперь «нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все... одно во Христе Иисусе. Если же... Христовы, то... семя Авраамово и по обетованию наследники» (28 и 29 ст.).
Павел предупреждал своих читателей не обращаться «опять к немощным и бедным вещественным началам» закона (Галатам 4:9), удаляясь от обещания полученного через Христа. Павел боялся, что некоторые делали это посредством наблюдения дней, месяцев, времён и годов (10 ст.). Делая что-либо для того, чтобы заслужить спасение или говоря, что человек должен обрезываться для того, чтобы получить спасение, человек остаётся без Христа и отпадает от благодати (5:4). Всё состоит в том, что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (6 ст.) и «новая тварь (6:15).