Искупление, осуществленное Христом

Смерть Христа — страдание, но не наказание



Смерть Христа была заместительной, то есть Он страдал и умер ради грешников, чтобы они могли получить вечную жизнь. За 600 лет до Его рождения в Вифлееме этот заступнический акт был предсказан пророком Исайей, который "видел славу Его и говорил о Нём" (Иоанна 12:41):

"Он взял на Себя наши немощи, и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас" (Исайи ?3:4-6).

После Своего воскресения, по дороге в Еммаус Иисус, разговаривая с двумя учениками о пророчестве Старого Завета, сказал: "Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мёртвых в третий день" (Луки 24:46). Во время своего служения Иисус несколько раз говорил о Своём страдании: "Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать... и быть убиту" (Матфея 16:21; ср. Марка 8:31; Луки 9:22); "Сыну Человеческому, как написано о Нём, надлежит много пострадать и быть уничижену" (Марка 9:12; ср. Матфея 17:12); "надлежит Ему [Христу] много пострадать и быть отвержену родом этим" (Луки 17:25); "очень желал Я [Христос] есть с вами эту пасху прежде Моего страдания" (Луки 22:15). Также и в других местах Нового Завета сделано ударение на страдания Иисуса Христа:

"Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил" (Деяния 3:18).

"Пророки и Моисей говорили, что это будет, то-есть. что Христос имел пострадать и, восстав первый из мёртвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам" (Деяния 26:22, 23).

"Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил чрез страдания" (Евреям 2:9, 10).

"Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного" (Евреям 5:8, 9).

"Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Петра 2:24).

"Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом" (1 Петра 3:18).

Новый Завет 28 раз говорит о том, что Христос пострадал за нас (Матфея 16:21; 17:12; Марка 8:31; 9:12; 17:25; 22:15; 24:46; Деяния 3:18; 17:3; 26:23;1 Петра 1:11; 4:13; 5:1 Римлянам 8:17; Луки 24:26; Евреям 2:9, 10, 18; 5:8; 9:26; 13:12; 1 Петра 2:21, 23; 3:18; 4:1; 2 Коринфянам 5:21; Филиппийцам 3:10). Писание нигде не говорит о том, что Христос был "наказан" за грехи или за грешников. Есть большая разница между терминами страдание и наказание. Наказание означает боль, страдания или потерю за проступок или неправильное действие, а страдание не включает в себя вины. Ввиду того, что Христос был безгрешен, Он был невинный. Когда Он умер за нас, Он пострадал, но не был наказан. Благодаря тому, что Его страдания заменили наказание, которое, в противном случае, и верующие должны были понести в аду, Отец простил нас. Наказание ясно удовлетворило бы Божью справедливость. Но благодаря тому, что Христос пострадал, а не был наказан, Отец может простить тех, кто покается и уверует. Христос пострадал за нас, потому что Бог прощает нас, но если бы Он наказал Христа за нас, тогда Он не простил бы нас. Если бы Христос был наказан вместо нас, справедливость была бы удовлетворена, исключая прощение. Нельзя же одновременно наказывать и прощать.
Как Павел написал, Иисус Христос был "предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Римлянам 4:25). "Христос... умер за нечестивых... Христос умер за нас" (5:6, 8; ср. Галатам 1:4). Мнение переводчиков расходится по поводу того, как следует переводить греческий термин хупер, переведёный в данном месте словом "за". Всегда ли он обозначает "для кого-то" или же он может обозначать то же что греческий термин анти, который переводится "вместо"? Существует несогласие по данному вопросу.
Дав несколько примеров с классического периода и из периода отцов церкви, Винсент пишет "Никакое из этих мест Писания не является решающим. Самое большее, что можно сказать, это: хупер и анти очень близки по значению. Перевод вместо кого-то часто делается на догматической основе. В большинстве мест Писания ясно, что следует переводить для кого-то, за кого-то. Правдивым кажется объяснение, что в таких местах Писания, как Послание к Римлянам 5:6, относящихся к смерти Христа, термин хупер характеризует более неопределённое, общее высказывание - Христос умер за - а это даёт возможность использовать другие места Писания для принятия конкретного решения. Оно может и обозначать вместо кого-то, но это уже будет, как вывод после рассуждения над ним. Годет говорит: "В данном месте значение будет для кого-то, потому что говорится о конечном действии, а не о способе искупления". Поэтому, наверное, утверждение Павла в отношении смерти Христа будет означать: для человека, и поэтому "послушанием одного сделаются праведными многие" (Римлянам 5:19). Как автор Послания к Евреям написал: "За претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божьей, вкусить смерть за всех" (Евреям 2:9)Действительно Христос был Агнцем Божьим, "Который берет на себя грех мира" (Иоанна 1:29; 1 Петра 1:18, 19) и исполнил пророчество Исайи, который "видел славу Его и говорил о Нём" (Иоанна 12:41). Как уже упоминалось, Исайя писал: "Он взял на Себя наши немощи... изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... и ранами Его мы исцелились" (Исайи 53:4-5). Здесь показаны Его страдания. Христос пришёл в мир пострадать согласно воле Отца, который "возложил на Него грехи всех нас... Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению" (6, 10 ст.). Когда Христос умер на кресте, Он уничтожил грех жертвою Своею (Евреям 9:26; ср. 10:12).
У Апостола Павла есть одно место, которое, как кое-кто считает, учит о том, что Христос взял наши грехи и был наказан за них вместо нас, хотя это место конкретно не говорит, что Христос взял на Себя грехи человека. Павел написал, что Бог сделал "незнавшего греха [Христа] жертвою за грех [в оригинале слово жертвою отсутствует]: "незнавшего греха сделал грехом" (2 Коринфянам 5:21). Нелегко понять утверждение о том, что Иисус был сделан "жертвою за грех" ("грехом"). Существует два объяснения этого стиха. Одно из объяснений говорит, что Бог сделал Христа грехом, приписывая Ему грехи людей. Второе объяснение - что "жертва за грех" - это лишь другое значение слова гамартия, употребляемое в греческом Старом Завете, которым пользовались апостолы и ранняя церковь, и оно обозначает, что смерть Христа была жертвоприношением за грех. Ниже мы разберём одно из этих значений, а второе - обсудим в следующем разделе.
Первого объяснения придерживаются сторонники Теории Наказания (которая ещё известна как Уголовная Замена). Это теория на основе, которая вначале была выдвинута Августином, и стала популярной во времена реформации благодаря Джону Кальвину. В этой теории говорится о том, что человек из-за своих грехов заслуживает гнев и проклятие Божье. По причине святого и справедливого естества Бога, Он должен наказать человека за его грехи. Для того, чтобы дать свершиться праведному суду Божьему, Его Сын принял человеческое естество, живя под законом, неся людям правду, исполняя свое предназначение. Человеческие грехи были приписаны безгрешному Христу (Он сделан был грехом), и Он был наказан за наши грехи, когда Он умер на кресте. Его жертва удовлетворила требования Божьего закона, удаляя смертное наказание, предстоящее человеку за его грехи, и потому человек мог быть искуплен.
Эта теория обозначает, что Бог сделал Иисуса "грехом". Ясно, что Отец Небесный не мог в буквальном смысле сделать Своего Сына грехом. Бог никогда не был источником греха. Из-за этого кое-кто смягчил эту теорию говоря, что Бог не делал Иисуса "грехом" в прямом смысле этого слова, но Иисус может считаться олицетворением греха метафорическим образом, в том значении, что Он стал "грехом" за нас. Символически грех был осуждён на кресте в том, что Он был понесён Христом и отождествлён им. С нашими грехами был расчёт, когда за нас, вместо нас, Христос умер на кресте.
Есть несколько затруднительных моментов в отношении данного толкования. Во-первых, об этом ничего не говорится в греческом Новом Завете, да и это не поддерживается еврейским Старым Заветом. Новый Завет ничего не говорит о том, что грех или вина были переложены на Христа. Как раньше было упомянуто, если бы Он понёс вину человеческих грехов, Он был бы наказан. Другая проблема в том, что искажается то, что Христос сделал на кресте. Если все наши грехи (прошлого, настоящего и будущего) были возложены на Христа и Он был наказан за них, человек уже не может снова быть наказан за них. Это приводит или к тому, что все люди спасены, что противоречит Писанию (явно что не все спасены), или к тому, что по неизвестной причине Бог избрал кое-кого из людей спасти. Это значит, что кое-кто предопределён для вечной жизни, а кое-кто на осуждение; избранные в данном случае вечно безопасны, независимо от того, что они делают. Писание ничего подобного не говорит.