Искупление, осуществленное Христом

Судьи и цари



Книга Судей заканчивается важным наблюдением: "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (21:25). В отличие от народов, окружающих его, у Израиля не было царя. Руководство Израиля должно было быть теократическим: Бог должен был управлять ими чрез Своё Слово и Своих судей. Но народ всё же отказался слушаться и повиноваться, а сделал то, что считал правильным.
Когда Самуил, последний судья, состарился, он назначил своих сыновей судьями. "Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно" (1 Царств 8:1-3).
Старейшины Израиля, обеспокоенные развращённым поведением сыновей Самуила, просили Самуила: "Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" (1 Царств 8:5). Это огорчило Самуила. Господь сказал ему, что желание поставить царя произошло из-за того, что они отвергли Его. Самуил предупредил народ об опасности, связанной с избранием царя, но народ отказался слушать его. Израильтяне продолжали требовать царя и, наконец, Бог разрешил им иметь желаемое. Вместо того, чтобы принести справедливость и праведность народу цари, наоборот, сами часто содействовали тому, что народ отвергал Бога и падал в грех.
Первым израильским царём был Саул (1 Царств 9:16,17). Самуил разговаривал с людьми относительно их желания иметь царя. Он сказал: "Вы сказали мне: нет, царь пусть царствует над нами, тогда как Господь, Бог ваш, - царь ваш. Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали; вот, Господь поставил над вами царя. Если будете бояться Господа и служить Ему, и слушать голоса Его, и не станете противиться повелениям Господа, то будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего. А если не будете слушать... рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших" (1 Царств 12:12-15).
Что же делал их царь? Хотя Саул и был выбран Богом, у него были недостатки. Они проявились, когда Он выбрал три тысячи человек для войны с филистимлянами и встретился с врагами, которые были намного сильнее его, и он бежал с поля боя. Не дождавшись Самуила, Саул сам принёс жертвоприношение. Самуил сказал Саулу: "Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего" (1 Царств 13:13). Саул узнал, что из-за этого поступка, царствование его не устоит (14 ст.). Но это не остановило Саула в его глупости. Он сделал ещё одну ошибку. Он хотел убить своего сына.Ионафана за то, что он, не зная, ел мёд после того, как его отец приказал ничего не есть во время битвы (14:24, 27, 39). Вскоре Саул проявил неполное повиновение Господу, не уничтожив полностью Амалика. Из-за этого непослушания и упрямства, и из-за отвержения Слова Господа Господь отверг Саула, чтобы он не был царём (15:23). Эти все переживания показывают, что сам царь не в силах разрешить проблем Израиля.
Второй царь Израиля, Давид, был предан Богу и ходил Его путями, хотя он тоже не был безгрешным. Бог использовал Давида для соединения двенадцати колен Израиля в одно сильное царство. Давид стал центральной личностью Ветхозаветной истории. Бог вознаградил служение Давида обещанием, что Он устроит его дом навеки (2 Царств 7). Таким же образом, как Бог использовал Авраама для основания Мессианского народа, Он использовал Давида, как главу Мессианской семьи, для благословения мира, через его служение. Так начал раскрываться план ВЕЛИКОГО ЦАРЯ, который должен произойти от Давида, для искупления человечества.
Золотой век Израиля был во времена Соломона, второго сына Давида, наследника трона. Но этот "золотой век" длился недолго. Через 120 лет после основания, царство разделилось на две части. Разделение произошло в результате отступления Соломона, который устроил языческие храмы по совету своих многих чужестранных жён. Северное царство, состоящее из десяти колен, называлось Израиль, а Южное царство, из двух колен, - Иуда (Иудея).
Северное царство отступило от Бога и пало в идолопоклонство. Никакой из его царей не направлял народа к Богу. Бог предупреждал народ через пророков, чтобы они обратились от своих злых путей и повиновались его заповедям. "Но они не слушали..." (4 Царств 17:14). Поэтому, через 200 лет после разделения, Бог позволил Ассирии победить Северное царство. Эти десять колен были уведены в плен и уже никогда не возвратились, как отдельная нация.
Южное царство, Иудея, было сохранено и не было разрушено Ассирией, благодаря тому, что они послушались слов пророка Исайи (4 Царств 19). Бог защитил Иерусалим поскольку Он обещал Давиду. Всё же пророк Исайя, обращаясь к царю Езекии, пророчествовал: "Вот, придут дни, и взято будет всё, что в доме твоём... в Вавилон" (4 Царств 20:17). Южное царство входило в цикл то поклонения идолам, то исправления. Но, наконец, они перешли черту, откуда уже не было возврата. Тогда пророк Иеремия говорил, что Иуда стал ещё хуже, чем был Израиль. Иудеи не осознавали, насколько важным для них был пример Израиля. И потому Иуда был уведён в плен в Вавилон, как об этом пророчествовал пророк Исайя.
После 70 лет пленения Вавилон был побеждён Персией, и евреи смогли возвратиться в Палестину. Плен очистил их от идолопоклонства. После возвращения, Ездра читал народу закон, а "левиты поясняли [его] народу" (Неемии 8:7). Это произвело большое пробуждение среди оставшихся верующих. "И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали, и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих" (9:2; см. также 8 и 9 гл.).